Версия для слабовидящих
История института

История института


НОДЦ - НЦ УВД - НЭЦ АУВД ГА - МНЭЦ АУВД - ГосНИИ «Аэронавигация» таковы основные этапы становления в гражданской авиации СССР уникального научно-исследовательского учреждения, интегрирующего концептуальные научные исследования, разработку и обоснование создания, испытания, внедрения в гражданской авиации и техническую эксплуатацию перспективных средств и систем управления воздушным движением, навигации, посадки, связи и наблюдения.

Научно-опытный диспетчерский центр - НОДЦ был создан в составе НИИ ГВФ в сентябре 1958г. Это была одна из первых в мире научно-экспериментальная организация в области УВД, инициаторами образования которой были Управление летной службы и движения ГУГВФ и заместители начальника НИИ ГВФ А.Е. Голованов и В.К. Брагин. В состав НОДЦ при его образовании вошла небольшая по численности группа высококвалифицированных специалистов в области практического управления движением, технической эксплуатации и совершенствования диспетчерского оборудования. В их числе А.А. Хариков, И.И. Пильчман, С.Н. Аваков, А.И. Фатерин. Позднее в НОДЦ (1959-1960гг.) пришли Е.Д. Маркович, К.А. Маркова, М.К. Кондрусь и ряд других.

Знания и энергия сотрудников НОДЦ не замедлили сказаться на результатах их работы: в период существования НОДЦ - с 1959 по 1966 год впервые в истории гражданской авиации СССР, по инициативе и с участием специалистов НОДЦ были созданы, испытаны и начали поступать в аэропорты ГА комплекс типовых пультов диспетчеров УВД «Пульт-1», аппаратура проводной громкоговорящей и телефонной связи «Желудь», прибор фоторегистрации заходов на посадку ФР-1, выносные радиолокационные индикаторы для аэродромных РЛС. По требованиям, разработанным НОДЦ, началось создание первых АС УВД - аэродромной «Марка» и трассовой «Центр-Район-1», а также массовой унифицированной аппаратуры телевизионного отображения радиолокационной информации «Строка-Б» и средств вторичной радиолокации «Номер-Т» и «Корень». Началась разработка диспетчерских тренажеров и многоканального магнитофона. Одновременно, впервые в ГА была разработана и начала внедряться единая технология работы диспетчеров при УВД, основы разделения воздушного пространства и организация УВД в разных зонах. 

В 1966г. с целью объединения в один коллектив диспетчерских и технических специалистов, обеспечивающих УВД, НОДЦ был преобразован в НЦ УВД - научный центр УВД в составе пяти отделов, которые возглавили Е.А. Мясников (технология УВД), И.И. Пильчман (АС УВД), Т.Г. Анодина (радиолокаторы), В.В. Кубышкин (средства связи и пеленгации). Е.А. Маркович (измерительные средства). В этот период к работе в составе НЦ УВД были привлечены высококвалифицированные специалисты аэропорта Внуково А.Ф. Фетисов и В.И. Савицкий, а из промышленности - В. И. Мокшанов.

В период с 1966 по 1974 год, расширяя круг решаемых задач и добиваясь широкого внедрения созданных технических средств и технологий и норм УВД, НЦ УВД испытал и внедрил на трассе Москва - Ленинград районную АС УВД «Центр-Район» обеспечил разработку современной аэродромной АС УВД «Старт» (ВИКО-СМА), которая после успешных испытаний в 1977г. начала широко использоваться в наиболее загруженных аэродромных зонах. В создание системы «Старт» значительный вклад внесли Т.Г. Анодина, А.Ф. Фетисов, В.И. Савицкий и ряд других специалистов.

Получила массовое распространение в районных и аэродромных центрах УВД телевизионная аппаратура «Строка-Б» (к 1978 году ею был оснащен 61 аэропорт), велась разработка новых радиолокаторов «Утес», «Скала», «Экран-2» , нового средства проводной связи «Орех», нескольких типов УКВ и KB радиостанций, автоматизированных УКВ радиопеленгаторов с большим числом каналов. В службы движения аэропортов начали поступать диспетчерские тренажеры «УКТД-6А» (затем его модификация «Стажер»).

14 января 1974 года в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 16.02.73 № 130-49 на базе Научного центра Управления воздушным движением и ряда других отделов Государственного научно-исследовательского института Гражданской авиации (ГосНИИ ГА) был создан Научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением (НЭЦ АУВД). На НЭЦ АУВД возлагалось комплексное решение задач по разработке принципов, средств и методов организации единой унифицированной системы АУВД гражданской и государственной авиации. Предполагалось использование этого центра в дальнейшем в интересах стран-членов СЭВ. Формирование НЭЦ АУВД проводилось на основании совместного приказа Министра обороны СССР и Министра гражданской авиации СССР от 14.01.74 № 10/14.

Наиболее значительный вклад в создание НЭЦ АУВД внесли начальник Управления МГА Т.Г. Анодина, долгое время затем возглавлявшая Институт, представитель аппарата Правительства В.К. Олейник, М.И. Кузнецов - первый начальник Центра, А.И. Задорожный - заместитель начальника НЭЦ АУВД по специальной тематике.

Кузнецов Михаил Иванович

Кузнецов Михаил Иванович
Первый начальник НЭЦ АУВД
Кандидат технических наук. В гражданской авиации работал с 1951 года.

Анодина Татьяна Григорьевна

Анодина Татьяна Григорьевна,
долгие годы возглавлявшая Институт. Профессор, доктор технических наук.
В гражданской авиации работает с 1961 года. Занимала должность начальника Главного управления радиоэлектронного оборудования Министерства гражданской авиации СССР. В настоящее время – Председатель Межгосударственного авиационного комитета.
Задорожный Алексей Игнатьевич

Задорожный Алексей Игнатьевич
Заместитель начальника НЭЦ АУВД по специальной тематике.
Кандидат технических наук.
Большое участие в создании и развитии Центра приняли также ведущие специалисты гражданской авиации и Министерства обороны, работавшие в нем со дня образования: Ю.М. Федоров, А.А. Хариков, О.П. Савельев, В.И. Мокшанов, В.И. Савицкий,  О.А. Тюрин, В.В. Кубышкин, В.К. Трикоз, М.Н. Носов, А.Ф. Фетисов,  В.П. Куранов, П.И. Круглов и др. Становлению Центра способствовало деятельное участие С.И. Беба, А.Е. Малявского, В.В. Левченко, В.С. Бутузова.

Большой вклад в развитии Института и в выполняемых работах внесли:
Дважды Герой Советского Союза - Кузнецов М.В.
Герои Советского Союза: Анохин А.В., Марьин И.И., Моргунов Ю.В., Мясников Е.А., Пушкин А.И., Сморчков А.П., Харитонов Н.В.

Важным вкладом Центра в развитие системы УВД является обоснование необходимости  создания и практическое внедрение Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД) на всей территории страны, что способствовало совершенствованию структуры воздушного пространства и сети воздушных трасс, более тесному взаимодействию основных потребителей воздушного пространства при создании и внедрении средств и систем обеспечения полетов. В этих работах принимали активное участие Е.Д. Маркович, Г.Д. Попов, О.П. Савельев, Ю.М. Федоров, А.А. Хариков, И.Л. Чернышев и др. Дальнейшие работы Центра по совершенствованию организационно-функциональной структуры управления легли в основу принятого в 1990 г. постановления СМ СССР, определившего пути перехода к Единой системе организации воздушного движения (ЕС ОрВД).

Одновременно НЭЦ АУВД проводил большой комплекс работ в рамках программ автоматизации процессов ОрВД в стране. Все эксплуатирующиеся в настоящее время районные, аэроузловые и аэродромные АС УВД разрабатывались и внедрялись при непосредственном участии специалистов Центра. В создание и внедрение АС УВД «Старт», «Теркас», «Трасса», «Стрела», «Спектр», большой склад внесли Т.Г. Анодина, В.И. Мокшанов, В.И. Савицкий, В.А. Усков, А.Ф. Фетисов, М.Н. Носов, О.П. Савельев, А.М. Халявин, В.К. Трикоз, В.Н. Денисчев, О.Н. Назимов, В.А. Рожков и др.

Широким фронтом велись работы по разработке и внедрению новых средств радиолокации, среди которых трассовые и аэродромные радиолокационные комплексы УВД «Скала», «Онега», «Экран-85», вторичный радиолокатор «Корень-АС», посадочные радиолокаторы РП-4Г и РП-5Г, радиолокаторы обзора летного поля «Обзор-2» и др. Большой вклад в развитие парка радиолокационных средств УВД внесли специалисты Центра М.П. Быков, В.А. Василенко, В.К. Трикоз, Н.Г. Мищенко, И.И. Пильчман, В.С. Петров, И.А. Соловьев, И.П. Зверев, А.И. Жогин, Ю.Г. Асатуров и др.

Начиная с 1974 года Центром проводилась работа по созданию нового поколения средств наземной и воздушной связи, а также средств радиопеленгации. В это время создано семейство средств радиосвязи и радиопеленгации MB диапазона, предназначенное для работы в различных условиях эксплуатации как для аэродромов МВЛ, так и для крупных магистральных аэропортов, а также в составе АС УВД. За разработку, внедрение, серийное освоение и ввод в эксплуатацию указанных средств группа сотрудников НЭЦ АУВД была награждена премией Совета Министров СССР за 1990 г. Значительный вклад в развитие средств связи внесли М.Н. Носов, Ю.А. Владимиров, В.А. Чепухина, В.В. Старухин, Г.Н. Молчанов, В.А. Рожков и др.

Значительные работы были выполнены при создании и внедрении новых наземных средств навигации (РСБН-4, ПАР/ОС) и посадки (СП-75, СП-80, Свеча-3 и др.), при сертификации аэродромов гражданской авиации сотрудниками Центра В.А. Кожевниковым, П.И. Кругловым, В.В. Назаровым, И.А. Хаймовичем, Е.А. Никоновым, В.Д. Смольяниновым и др.

В 1982 году в НЭЦ АУВД были переведены из ГосНИИ ГА специалисты в области бортового пилотажно-навигационного оборудования. Это мероприятие было направлено на объединение в одной организации специалистов наземников и бортовиков, работающих в общих тематических направлениях: навигация, посадка, связь, ОрВД. При этом оказалось возможным качественнее и оперативнее решать проблемы на «стыках» земли и борта.
Специалисты по бортовому оборудованию продолжили ранее начатые в ГосНИИ ГА работы в области автоматизации самолетовождения, внедрения систем автоматического захода на посадку, снижения норм вертикального эшелонирования и др.

Первый отечественные комплексные навигационные системы «Трасса» появились на борту отечественных магистральных ВС Ил-18, Ту-114, Ту-104, Ан-10 в начале 60-х годов. В этот же период была разработана и в конце 60-х годов была внедрена система «Полет» на самолете Ил-62. Эти работы проводились под руководством зам.начальника ГосНИИ ГВФ В.К. Брагина, а позднее - зам.начальника ГосНИИ ГА М.И. Кузнецова. В работах над созданием систем активное участие принимали старейшие работники ГА - С.С. Федчин, В.А. Беляцкий, С.Л. Белогородский, Т.Б. Асатурьян, А.Ф. Дорофеев, В.А. Кожевников, A.M. Дельцов, П.А. Юматов и др. Дальнейшее развитие это направление получило при создании пилотажно-навигационных комплексов самолетов Ту-144, Ту-154, Як-42, Ил-86, в работах над которыми активное участие принимали В.Г. Иванов, В.П. Куранов, Ю.М. Федоров, В.А. Жаркий, В.Я. Кушельман, А.П. Зюзин, В.И. Ростовцев, B.C. Алпеев, В.В. Сытый и др.

Объединение в Центре специалистов по наземному и бортовому оборудованию позволило активизировать работы по созданию нового поколения комплексов пилотажно-навигационного оборудования для самолетов Ил-96, Ту-204, Ил-114 и новых вертолетов, основанного на использовании достижений цифровой технологии. Отработка качественно новых требований к этому оборудованию, проведение его испытаний и подготовка к внедрению в эксплуатацию выполнялась широким кругом специалистов разных направлений (Н.У. Тимошок, М.И. Кузнецов, С.Л. Белогородский, А.П. Зюзин, А.А. Музалев, В.А. Жаркий, В.Я. Карасев, В.Я. Кушельман, В.И. Ростовцев, В.С. Алпеев, В.Л. Каспин, В.Н. Чуйкин, В.Д. Скоробогатько, М.В. Рожков, В.А. Якимовский, А.И. Кувырков).
 
В область создания и внедрения новых бортовых комплексов для вертолетов заметный вклад внесли В.Л. Шаньков, С.С. Крылов, В.Н. Булкин, А.Г. Гарелкин, К.И. Тищенко. В обеспечение испытаний бортового оборудования большой вклад внесли заслуженные рационализаторы В.Т. Горичев и Б.П. Петрушин, имеющие на своем счету десятки свидетельств на изобретение и рационализаторские предложения.

В условиях непрерывного роста интенсивности воздушного движения в стране, как и во всем мире, большую остроту приобрели вопросы снижения норм вертикального эшелонирования. Разработка теории вертикального эшелонирования, многочисленные экспериментальные исследования и внедрение на этой основе новых норм в рамках Центра выполнялась коллективом специалистов - В.Я. Кушельманом, О.А. Луниной, В.А. Мхитаряном, В.Н. Тищенко.

К числу важнейших направлений в деятельности Центра относятся исследования по обеспечению высокой надежности и эксплуатационной технологичности наземного и бортового оборудования, используемого для целей УВД, навигации, посадки и связи. Благодаря работам, проводимым Ю.М. Демидовым, В.Н. Гусевым, В.Я. Карасевым, А.В. Майоровым и др., за счет повышения надежности средств и сокращения эксплуатационных расходов получен многомиллионный экономический эффект.

В 1976 году НЭЦ АУВД под руководством В.Ф. Карлова была создана лабораторная база, на которой были развернуты комплексные исследования влияния человеческого фактора на безопасность полетов при УВД. Работы В.Г. Линова, В.М. Сарычева и других специалистов позволили внедрить в практику гражданской авиации эргономические нормы и требования к оборудованию рабочих мест, нормативы загрузки диспетчеров и пропускной способности.

Одновременно в середине 70-х годов в ГосНИИ ГА, а затем в НЭЦ АУВД получили развитие работы по авиационной эргономике. У истоков этих работ стояли В.Г. Иванов, Н.А. Столяров, А.А. Бугацкий. Важным результатом их деятельности явилось создание руководства по эргономике, позволившего заложить соответствующие требования к кабинам воздушных судов.
 
В период с 1980 по 1990 г.г. значительно расширилось международное сотрудничество НЭЦ АУВД с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), организациями и фирмами, ведущими исследования широкого круга проблем ОрВД. Был выполнен ряд работ в интересах органов УВД Восточно-Европейских стран и Республики Куба. В 1979 г. НЭЦ АУВД получил статус Международного научно-экспериментального центра УВД.
 
К концу 80-х годов в коллективе НЭЦ АУВД значительно увеличилось число сотрудников Центра, защитивших диссертации, подготовленные в результате проведенных в Центре работ. Несколько крупных специалистов Центра - Т.Г. Анодина, С.Л. Белогородский, Ю.М. Демидов, В.И. Мокшанов, Ю.М. Федоров, В.И. Савицкий, С.М. Лящукова, В.Я. Кушельман защитили диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.
За большие достижения и вклад в результаты деятельности Института, имеющие государственное значение, звания Лауреата Государственной премии СССР были удостоены: Т.Г. Анодина, В.К. Трикоз, Ю.М. Федоров, А.В. Майоров, В.И. Мокшанов, Л.В. Рябинин. Ряд руководителей и сотрудников Института был награжден орденами и медалями.

Большой вклад внесли сотрудники института в разработку в рамках ИКАО концепции перспективных систем связи, навигации, наблюдения / системы организации воздушного движения (CNS/ATM), принятой 10 Аэронавигационной конференцией ИКАО в 1991 году. Наиболее активное участие в этих работах приняли Т.Г. Анодина, В.П. Куранов, Ю.М. Федоров, В.И. Мокшанов, В.Я. Бондаренко, В.А. Василенко и др. Концепция CNS/ATM определила основные направления деятельности института на последующие 10-15 лет. Особое внимание было уделено проблемам стратегического и тактического планирования развития ЕС ОрВД с учетом принятых ИКАО решений.

В этот период в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1990 года и Приказом Министра гражданской авиации  СССР от 25 мая 1990 года Научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением (НЭЦ АУВД) был преобразован в Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации” (ГосНИИ “Аэронавигация”).

Важным результатом деятельности института является своевременное проведение работ по переводу Единой системы ОрВД на рыночные отношения. Был проведён комплекс исследований и затем реализованы мероприятия пo созданию Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации (Госкорпорация по ОрВД). В этой работе, возглавляемой В.Я. Галкиным, активное участие приняли М.Ш. Жарова, Л.М. Гайноченко, Е.И. Иванова и все ведущие сотрудники института.
 
По заданию Совета Безопасности РФ в составе рабочей группы В.И. Мокшанов, И.Л. Иммореев, Ю.М. Федоров и Е.Д. Маркович приняли непосредственное участие в разработке Концепции модернизации и развития ЕС ОрВД, принятой постановлением Правительства в 2000г., а также Концепции гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств-участников Содружества независимых государств, утвержденной главами государств в 2003 г. Эти основополагающие документы легли в основу разработки Стратегии, программ и планов модернизации и развития ЕС ОрВД. Работы по данному направлению возглавлялись В.Г. Шныровым и в них приняли участие ведущие ученые института О.М. Демидов, В.Ю. Болтачев, С.Г. Нерсесян, В.А. Мхитарян, Ю.М. Федоров, А.А. Музалев, В.Я. Карасев и др.

В этот период был выполнен комплекс работ, связанный с созданием Главного центра планирования использования воздушного пространства и организации потоков воздушного движения (ГЦ ППВД), который в течение нескольких лет размещался в здании института.

Одновременно велись интенсивные исследования по разработке стандартов и принципов функционирования принципиально новой техники и технологии как применительно к условиям Российской Федерации, так и по их согласованию странами в рамках ИКАО. В области спутниковых технологий и средств связи эти работы в институте осуществлялись В.П. Курановым, В.Я. Бондаренко, Ю.А. Иовенко, М.Н. Носовым, П.В. Зотеевым и др.
Активное участие в разработке перспективных средств наблюдения организации воздушного движения приняли В.И. Мокшанов, В.А. Василенко, И.А. Соловьев, И.В. Алипов, Р.В. Грушин, О.М. Демидов и др.

Одновременно велась разработка перспективных норм эшелонирования воздушных судов. Большой вклад в обеспечение полетов в условиях сокращенных норм вертикального эшелонирования на больших высотах (300 м) внесли сотрудники института В.Я. Кушельман, В.А. Мхитарян, В.Н. Тищенко, А.В. Николаев, В.М. Яцков, В.М. Лаченко и др. Значительный вклад в разработку требуемых навигационных характеристик и перспективных норм горизонтального эшелонирования внесли Ю.М. Федоров, В.Ю. Болтачев, В.Б. Спрысков, В.А. Мхитарян, П.И. Круглов, Н.П. Марьин и др.

Начиная с 1985 г. в институте непрерывно велись исследования по обоснованию необходимости внедрения в систему ОрВД системы управления безопасностью воздушного движения. Именно эти работы, направленные в виде рабочих документов в ИКАО, легли в основу принятия 11 Аэронавигационной конференции ИКАО (2003г.) требований о внедрении указанных систем во всех государствах-членах ИКАО. Одновременно были разработаны комплексные модели безопасности при ОрВД, которые нашли отражение в руководящих документах ИКАО. Работы по данному направлению осуществлялись группой сотрудников института Ю.М. Федоровым, В.Б. Спрысковым, В.Ю. Болтачевым, В.Г. Линовым, В.М. Сарычевым.

С целью решения более сложных задач аэронавигации, связанных с внедрением новой техники и технологии была произведена замена устаревшего комплекса полунатурного моделирования «Сета» на современный комплекс МК УВД. Работа осуществлялась коллективом под руководством А.С. Мастрюкова А.С. совместно с коллективом МАИ, возглавляемым А.Д. Торшиным.

Исследования, проведенные по внедрению перспективной концепции CNS/ATM ИКАО, показали, что в рамках существующей ЕС ОрВД внедрение новой техники и технологии не дает существенных преимуществ. Концепция модернизации и развития системы определила необходимость перехода к системе более высокого уровня иерархии - Федеральной аэронавигационной системе. Основные принципы создания такой системы и построения ее технической архитектуры были разработаны коллективом ученых И.Я. Имореевым, В.И. Мокшановым, Ю.М. Федоровым, Э.М. Свечниковым при взаимодействии с представителями заинтересованных министерств и ведомств.

Институт проводил исследования и разработки и по ряду других направлений. При проведении работ и при внедрении их результатов большой вклад внесли Кондрусь М.К., Мокшанов В.И., Щербаков Л.К., Теймуразов Э.С., Демидов О.М., Чеха В.А., Фатерин А.И., Епишкин В.З., Смирнов В.В., Курсакова Л.В., Жидовинов А.Ф.,  Щербаков Е.К., Соколов В.Я., Кравцов В.В., Бондаренко В.Я., Иовенко Ю.А., Алипов И.В., Зотеев П.В., Старухин В.В., Болтачев В.Ю., Булгаков В.А., Круглов П.И., Лалетина В.Ф.,  Нерсесян С.Г., Сарычев В.М., Соловьев И.А., Спрысков В.Б., Таравков В.Г., Хорькова Н.И. и др.

За 2004 – 2007 гг. выполнен ряд работ, направленных на совершенствование ЕС ОрВД ее преобразование в систему более высокого уровня - Аэронавигационную систему Росии.

Коллективом руководителей и специалистов института В.В. Соломенцева, В.А. Корчагина, Ю.М. Федорова, А.М. Барановского, В.Г. Шнырова и др. совместно со специалистами Федеральной аэронавигационной службы и других Федеральных органов исполнительной власти подготовлены Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России и План мероприятий по ее реализации.  Концепция и План в 2006 году одобрены Правительством Российской Федерации и в настоящее время являются основой планирования развития и формирования нормативного правового обеспечения функционирования системы.  

Разработана Национальная эксплуатационная концепция организации воздушного движения с учетом решений 11-й Аэронавигационной конференции ИКАО, в работе над которой приняли участие О.М. Демидов, В.Г. Шныров, Ю.Н. Сальников, Ю.М.Федоров и другие специалисты института. Реализация эксплуатационной концепции обеспечит совместимость ЕС ОрВД с международной гражданской авиацией на длительную перспективу. Разработаны Концепция и План развития систем связи, навигации и наблюдения для ОрВД Российской Федерации, Стратегия и План мероприятий по совершенствованию организации обслуживания воздушного движения на высотах ниже нижнего эшелона.

При активном участии сотрудников института В.Б. Спрыскова, В.Ю. Болтачева, Ю.М. Федорова подготовлены  руководящие документы по организации управления безопасностью полетов.

Из практических комплексных работ следует выделить исследования и разработки по укрупнению центров ЕС ОрВД и работы по совершенствованию структуры воздушного пространства и организации воздушного движения в Московской зоне ЕС ОрВД.

В период с 2003 по 2007 год при участии института внедрены: АРАС УВД «Альфа», ААС УВД «Синтез», РАС УВД «Индра», КСА УВД «Альфа», КСА УВД «Синтез», КСА УВД «Топаз», ТРЛК «Утес», ТРЛК ДН «Лира-Т», АРЛК «Лира-А10», Трассовая РЛС «1Л-118», АОРЛ «Экран-85/85Т», Моноимпульсная ВРЛ СВК, Моноимпульсная ВРЛ «Крона», АРЛК «Урал», РЛС ОЛП «Атлантика», АРП «Платан», УКВ радиостанции «Фазан»/«Серия-200», СКРС «Мегафон», СКРС «Топаз», АППЦ «Азимут», VOR/DME, РП ОВЧ диапазона, АППУ «Азимут», АППУ-ЕС, ЛККС-А2000 и другие.

За последние пять лет Институт провел полный цикл необходимых испытаний и по их результатам Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета выдано более 50 свидетельств или одобрений на комплектующие изделия авионики для самолетов и вертолетов различных типов и классов.

Проведены комплексные испытания наземных и бортовых средств CNS/ATM на базе спутниковых технологий с целью внедрения захода на посадку с использованием GNSS, систем автоматического зависимого наблюдения зональной навигации.

Институт продолжает выполнять работы направленные на создание новых средств CNS/ATM, внедрение перспективных процедур аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства: зональной навигации, уведомительного порядка использования воздушного пространства, сокращенных норм вертикального эшелонирования, систем управления движением по поверхности аэродрома.

Выполняет работы по научному сопровождению эксплуатации пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования воздушных судов, совершенствованию эксплуатации воздушных судов в части бортового оборудования, допуску воздушных судов к эксплуатации с применением современных технологий - к полетам в воздушном пространстве с сокращенными минимумами вертикального эшелонирования, к полетам с применением системы раннего предупреждения приближения земли и др.

Современный уровень и перспективы развития  авиации и организации воздушного движения ставят перед Институтом новые задачи по научному обеспечению создания и развития Аэронавигационной системы России, развитию ее организационной структуры, совершенствованию использования воздушного пространства и организации воздушного движения, внедрению новых технологий, обновлению технической базы ЕС ОрВД.

История, накопленный опыт, квалификация сотрудников, уровень руководства и организации работ вселяют уверенность в готовности Института к решению этих сложных задач.