История института

НОДЦ - НЦ УВД - НЭЦ АУВД ГА - МНЭЦ АУВД - ГосНИИ «Аэронавигация» таковы основные этапы становления в гражданской авиации СССР уникального научно-исследовательского учреждения, интегрирующего концептуальные научные исследования, разработку и обоснование создания, испытания, внедрения в гражданской авиации и техническую эксплуатацию перспективных средств и систем управления воздушным движением, навигации, посадки, связи и наблюдения.

Научно-опытный диспетчерский центр - НОДЦ был создан в составе НИИ ГВФ в сентябре 1958г. Это была одна из первых в мире научно-экспериментальная организация в области УВД. В состав НОДЦ при его образовании вошла небольшая по численности группа высококвалифицированных специалистов в области практического управления движением, технической эксплуатации и совершенствования диспетчерского оборудования.

Знания и энергия сотрудников НОДЦ не замедлили сказаться на результатах их работы: в период существования НОДЦ - с 1959 по 1966 год впервые в истории гражданской авиации СССР, по инициативе и с участием специалистов НОДЦ были созданы, испытаны и начали поступать в аэропорты ГА комплекс типовых пультов диспетчеров УВД «Пульт-1», аппаратура проводной громкоговорящей и телефонной связи «Желудь», прибор фоторегистрации заходов на посадку ФР-1, выносные радиолокационные индикаторы для аэродромных РЛС. По требованиям, разработанным НОДЦ, началось создание первых АС УВД - аэродромной «Марка» и трассовой «Центр-Район-1», а также массовой унифицированной аппаратуры телевизионного отображения радиолокационной информации «Строка-Б» и средств вторичной радиолокации «Номер-Т» и «Корень». Началась разработка диспетчерских тренажеров и многоканального магнитофона. Одновременно, впервые в ГА была разработана и начала внедряться единая технология работы диспетчеров при УВД, основы разделения воздушного пространства и организация УВД в разных зонах.

В период с 1966 по 1974 год, расширяя круг решаемых задач и добиваясь широкого внедрения созданных технических средств и технологий и норм УВД, НЦ УВД испытал и внедрил на трассе Москва - Ленинград районную АС УВД «Центр-Район» обеспечил разработку современной аэродромной АС УВД «Старт» (ВИКО-СМА), которая после успешных испытаний в 1977г. начала широко использоваться в наиболее загруженных аэродромных зонах.

Получила массовое распространение в районных и аэродромных центрах УВД телевизионная аппаратура «Строка-Б», велась разработка новых радиолокаторов «Утес», «Скала», «Экран-2» , нового средства проводной связи «Орех», нескольких типов УКВ и KB радиостанций, автоматизированных УКВ радиопеленгаторов с большим числом каналов. В службы движения аэропортов начали поступать диспетчерские тренажеры «УКТД-6А» (затем его модификация «Стажер»).

14 января 1974 года на базе Научного центра Управления воздушным движением и ряда других отделов Государственного научно-исследовательского института Гражданской авиации (ГосНИИ ГА) был создан Научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением (НЭЦ АУВД). На НЭЦ АУВД возлагалось комплексное решение задач по разработке принципов, средств и методов организации единой унифицированной системы АУВД гражданской и государственной авиации.

Важным вкладом Центра в развитие системы УВД является обоснование необходимости создания и практическое внедрение Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД) на всей территории страны, что способствовало совершенствованию структуры воздушного пространства и сети воздушных трасс, более тесному взаимодействию основных потребителей воздушного пространства при создании и внедрении средств и систем обеспечения полетов.

Одновременно НЭЦ АУВД проводил большой комплекс работ в рамках программ автоматизации процессов ОрВД в стране. Все эксплуатирующиеся в настоящее время районные, аэроузловые и аэродромные АС УВД разрабатывались и внедрялись при непосредственном участии специалистов Центра.

Широким фронтом велись работы по разработке и внедрению новых средств радиолокации.

Начиная с 1974 года Центром проводилась работа по созданию нового поколения средств наземной и воздушной связи, а также средств радиопеленгации. В это время создано семейство средств радиосвязи и радиопеленгации MB диапазона, предназначенное для работы в различных условиях эксплуатации как для аэродромов МВЛ, так и для крупных магистральных аэропортов, а также в составе АС УВД.

Объединение в Центре специалистов по наземному и бортовому оборудованию позволило активизировать работы по созданию нового поколения комплексов пилотажно-навигационного оборудования для самолетов Ил-96, Ту-204, Ил-114 и новых вертолетов, основанного на использовании достижений цифровой технологии. К числу важнейших направлений в деятельности Центра относятся исследования по обеспечению высокой надежности и эксплуатационной технологичности наземного и бортового оборудования, используемого для целей УВД, навигации, посадки и связи.

В период с 1980 по 1990 г.г. значительно расширилось международное сотрудничество НЭЦ АУВД с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), организациями и фирмами, ведущими исследования широкого круга проблем ОрВД. В 1979 г. НЭЦ АУВД получил статус Международного научно-экспериментального центра УВД.

25 мая 1990 года Научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением (НЭЦ АУВД) был преобразован в Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации” (ГосНИИ “Аэронавигация”).

Важным результатом деятельности института является своевременное проведение работ по переводу Единой системы ОрВД на рыночные отношения. Был проведён комплекс исследований и затем реализованы мероприятия пo созданию Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации (Госкорпорация по ОрВД).

Одновременно велись интенсивные исследования по разработке стандартов и принципов функционирования принципиально новой техники и технологии как применительно к условиям Российской Федерации, так и по их согласованию странами в рамках ИКАО.

В институте непрерывно велись исследования по обоснованию необходимости внедрения в систему ОрВД системы управления безопасностью воздушного движения. Именно эти работы, направленные в виде рабочих документов в ИКАО, легли в основу принятия 11 Аэронавигационной конференции ИКАО (2003г.) требований о внедрении указанных систем во всех государствах-членах ИКАО. Одновременно были разработаны комплексные модели безопасности при ОрВД, которые нашли отражение в руководящих документах ИКАО.

С целью решения более сложных задач аэронавигации, связанных с внедрением новой техники и технологии была произведена замена устаревшего комплекса полунатурного моделирования «Сета» на современный комплекс МК УВД.

Исследования, проведенные по внедрению перспективной концепции CNS/ATM ИКАО, показали, что в рамках существующей ЕС ОрВД внедрение новой техники и технологии не дает существенных преимуществ. Концепция модернизации и развития системы определила необходимость перехода к системе более высокого уровня иерархии - Федеральной аэронавигационной системе. За 2004 – 2007 гг. выполнен ряд работ, направленных на совершенствование ЕС ОрВД ее преобразование в систему более высокого уровня - Аэронавигационную систему России.

Разработана Национальная эксплуатационная концепция организации воздушного движения с учетом решений 11-й Аэронавигационной конференции ИКАО. Реализация эксплуатационной концепции обеспечит совместимость ЕС ОрВД с международной гражданской авиацией на длительную перспективу. Разработаны Концепция и План развития систем связи, навигации и наблюдения для ОрВД Российской Федерации, Стратегия и План мероприятий по совершенствованию организации обслуживания воздушного движения на высотах ниже нижнего эшелона.

Из практических комплексных работ следует выделить исследования и разработки по укрупнению центров ЕС ОрВД и работы по совершенствованию структуры воздушного пространства и организации воздушного движения в Московской зоне ЕС ОрВД.

За последние пять лет Институт провел полный цикл необходимых испытаний и по их результатам Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета выдано более 50 свидетельств или одобрений на комплектующие изделия авионики для самолетов и вертолетов различных типов и классов. Проведены комплексные испытания наземных и бортовых средств CNS/ATM на базе спутниковых технологий с целью внедрения захода на посадку с использованием GNSS, систем автоматического зависимого наблюдения зональной навигации.

Институт продолжает выполнять работы направленные на создание новых средств CNS/ATM, внедрение перспективных процедур аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства: зональной навигации, уведомительного порядка использования воздушного пространства, сокращенных норм вертикального эшелонирования, систем управления движением по поверхности аэродрома.

Выполняет работы по научному сопровождению эксплуатации пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования воздушных судов, совершенствованию эксплуатации воздушных судов в части бортового оборудования, допуску воздушных судов к эксплуатации с применением современных технологий - к полетам в воздушном пространстве с сокращенными минимумами вертикального эшелонирования, к полетам с применением системы раннего предупреждения приближения земли и др.

Современный уровень и перспективы развития авиации и организации воздушного движения ставят перед Институтом новые задачи по научному обеспечению создания и развития Аэронавигационной системы России, развитию ее организационной структуры, совершенствованию использования воздушного пространства и организации воздушного движения, внедрению новых технологий, обновлению технической базы ЕС ОрВД. История, накопленный опыт, квалификация сотрудников, уровень руководства и организации работ вселяют уверенность в готовности Института к решению этих сложных задач.