Научный вестник ГосНИИ «Аэронавигация» № 7, 2007 г.

Содержание:

  • В.В. Соломенцев, В.Л. Кузнецов «Канонический подход к моделированию риска столкновений на воздушном транспорте». Проведен критический анализ современных моделей расчета риска столкновений на воздушном транспорте и предложена общая схема расчета, являющаяся инвариантным ядром в задачах рассматриваемого класса.
  • В.Я. Кушельман, А.В. Стулов «Основные направления и проблемы внедрения бортового оборудования спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS на ВС ГА». В статье рассматриваются основные направления и проблемы внедрения отечественного бортового оборудования спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS на ВС ГА: вопросы разработки, сертификации и внедрения в эксплуатацию оборудования спутниковой навигации и посадки, работающего по сигналам глобальных СНС ГЛОНАСС и GPS.
  • А.А. Жалило, В.М. Кондратюк, В.В. Конин, В.Г. Сушко, В.П. Харченко, Д.А. Шелковенков, В.М. Шокало, А. В. Куценко «GPS-навигация и геодезическая съемка - результаты экспериментальной верификации технологии OmniSTAR» Представлены результаты экспериментальной оценки точности и надежности координатных определений в статическом и кинематическом режимах c использованием зональных (WADGPS) дифференциальных VBS/HP-коррекций компании OmniSTAR. Кратко описаны основные принципы и характеристики VBS/HP-технологий, обеспечивающих высокоточную дифференциальную DGPS навигацию и геодезическую съемку с уровнем точности ~1 м (VBS) и ~10 см (HP) в реальном времени. Такие экспериментальные исследования проведены в Украине впервые, а их результаты, могут представлять интерес для ряда групп GPS-пользователей.
  • В.А.Чеха «Подход к решению задачи определения состава системы ОрВД укрупненного центра при минимизации критерия стоимости элементов системы» В статье рассматривается подход к решению задачи определения состава системы выполняющей совокупность работ по организации и обслуживанию воздушного движения. В качестве критерия принята стоимость закупки и эксплуатации элементов системы ОрВД. Оптимальным считается состав системы ОрВД, требующий минимальных затрат.
  • В.Б.Спрысков «Модель оценки вероятности столкновения в трехмерном пространстве изменений плановых относительных расстояний ВС» В работе поставлена и решена задача разработки модели оценки вероятности столкновения пары ВС при движении с изменением трех проекций планового (номинального) относительного расстояния. Адекватность аналитического решения проверена сравнением оценок вероятностей, полученных аналитическим и симуляционным методами. Поставленная задача решена впервые. Модель позволяет обосновать процедуры оценки безопасности полетов при ОВД в аэродромном воздушном пространстве и на маршруте при пересечении занятых эшелонов.
  • В.Л. Кузнецов «Моделирование риска столкновений для воздушных судов, движущихся по одному маршруту – кинетический подход» Предложена модель расчета риска столкновений для стационарного потока воздушных судов, двигающихся по одному маршруту на одной высоте. В модели такого класса впервые учтена кинетика функции распределения ошибок состояния воздушных судов, учтена ее нестационарность.
  • Н.П. Марьин, Д.Н. Музыченко, Г.В. Столяров, П.К. Тараненко «Оптимальные траектории развода конфликта летательных аппаратов в воздушном пространстве» Предложены алгоритмы построения оптимальных траекторий разведения конфликтных ситуации в воздушном пространстве бортовыми системами предупреждения столкновений.
  • Н.А.Виноградов, Н.Н.Лесная, Т.В.Холявкина «Оценка достоверности обработки полетной информации в автоматизированных информационно-вычислительных системах обеспечения безопасности полетов» В работе исследованы параметры информационно-вычислительных систем обработки полетной информации, в которых решаются задачи анализ и прогноза уровня безопасности полетов. Разработан алгоритм обработки полетных данных для целей управления безопасностью полетов. Предложен метод выбора технических параметров ИВС в зависимости от требуемого качества.
  • Н.Н. Куц «Меры по защите воздушных судов в аэродромной воздушной зоне от поражения переносными зенитно-ракетными комплексами» В статье рассматриваются проблемы защиты воздушных судов в аэродромной воздушной зоне от преднамеренных воздействий диверсионного характера с использованием переносных зенитно-ракетных комплексов.
  • К.В.Епишин, В.М.Волков, М.А. Зверев, А.В.Майоров «Совершенствование информационного обеспечения операторов УВД с целью предотвращения авиационных инцидентов» В статье рассматриваются вопросы использования дополнительной информации и формы ее предоставления для операторов УВД с целью предотвращения принятия неправильных решений управляющими субъектами.
  • О.М. Демидов «Общая характеристика требований к полям и услугам связи, навигации и наблюдения в типовых однородных регионах ОрВД» В статье, рассматриваются требования к обеспечению полей связи, навигации и наблюдения, а также требования к услугам CNS/ATM, которые могут быть предъявлены в типовых однородных регионах ОрВД.
  • В.М.Волков, С.Н.Ключников, А.Х.Гоноров «Автоматизация текущего планирования использования воздушного пространства в центрах единой системы организации воздушного движения» В статье рассматривается новый технологический подход к формированию планов совместного использования воздушного пространства гражданской, государственной и экспериментальной авиацией, основанный на применении современных компьютерных технологий. Показана разработанная структура информационного процесса по формированию суточного и текущего планов ИВП и формы используемых документов.
  • И.А.Жуков, В.И. Кубицкий, В.И. Дрововозов, Н.Ф. Халимон «Адаптивная структуризация информационно-вычислительных сетей системы управления воздушным движением и навигации» В работе исследованы параметры информационно-вычислительных сетей систем управления воздушным движением и навигации воздушных судов. Рассчитаны зависимости полезной пропускной способности сети от коэффициента использования. Разработан алгоритм адаптивной структуризации сети – перераспределения потоков внутрисегментного и межсегментного трафика в зависимости от его интенсивности и статистических характеристик.
  • C.Ю. Викулов «Определение однородных регионов ОрВД в границах зоны ответственности ЕС ОрВД России» В статье, на основе анализа характеристик воздушного движения, рассматриваются предложения по выбору и классификации однородных регионов ОрВД с целью последующего предъявления типовых требований к услугам CNS/ATM в этих регионах.
  • В.М.Волков, К.В. Епишин, А.Ю. Загребин, Н.Н. Куц «Особенности развития малой авиации и пути решения проблем полетов в московской городской воздушной зоне» В статье рассматриваются проблемы, с которыми пришлось столкнуться при организации полетов малой авиации в Московской городской воздушной зоне, вскрываются источники этих проблем и предложены пути их решения.
  • В.М.Волков, В.М. Жук, К.В. Корж, Н.А. Мартынов, Н.П. Марьин, Б.С. Пряхин «Контроль выдерживания линии заданного пути летательным аппаратом» Рассмотрены возможные методы контроля выдерживания линии заданного пути летательным аппаратом (ЛА) в условиях требуемых навигационных характеристик (RNP).
  • В.М.Волков, С.Н. Ключников, А.Х. Гоноров «Перспективная модель организации взаимодействия центров УВД с пользователями воздушного пространства в процессе суточного и текущего планирования» В статье представлена структура и основные положения новой организационно-технической системы обмена планово-заявочной информацией между центрами УВД и пользователями воздушного пространства, находящимися на аэродромах и площадках базирования, необорудованных стационарными средствами передачи данных. Показаны преимущества разработанного программного обеспечения, использующего каналы Интернет и технологию CSP.
  • Т.И. Зелинская, В.Г.Шныров «О некоторых аспектах анализа производственной деятельности филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»» В статье приводятся результаты исследования производственной деятельности филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», выполненного по разработанной в ГосНИИ «Аэронавигация» методике на основе многомерного статистического анализа.
  • В.И.Кубицкий «Математическая модель и расчет надежности комплекса средств обработки и отображения АС УВД с учетом резерва и переключателя» Определен подход к расчету надежности АС УВД и выполнен расчет для модернизированного автоматизированного комплекса технических средств «АКТС-М3» РАС УВД «Стрела».
  • Д.Н. Яманов, С.С. Жаворонков «Повышение эффективности спутниковых систем связи и передачи данных используемых в УВД» В статье рассматривается возможность повышения эффективности спутниковых систем связи и передачи данных используемых в УВД за счет применения динамического поляризационного разделения каналов, что позволяет увеличить число каналов в совмещенной полосе частот. Проведена оценка развязки между каналами.
  • В.И.Кубицкий «Сложность реализации операций над многочленами в поле GF(2)» Определяются аппаратурные и временные сложности реализации схем умножения многочленов в поле GF(2), построенных на сдвиговых регистрах и матричных вычислительных устройствах. Дается сравнительная оценка этих сложностей и сложностей схем, реализующий способ непосредственного умножения, предложенный в [1].
  • А.П. Круглов, С.П. Никушенко, Г.А. Полухин «Анализ радионавигационных характеристик системы из двух дальномерных радиомаяков» Приведены методика и результаты анализа радионавигационных характеристик (РНХ) системы из двух дальномерных радиомаяков (системы ДМЕ-ДМЕ), обеспечивающей сохранение линии заданного пути воздушного судна (ВС) в пределах ширины трассы в соответствии с требованиями RNP. Определены зависимости РНХ от RNP, размера базы, высоты полета ВС и угла закрытия антенн ДМЕ. Анализ показал, что наибольшая площадь рабочей зоны на поверхности Земли и наименьшие нерабочие зоны по высоте полета и углу закрытия система ДМЕ-ДМЕ имеет при малых базах.
  • Е.А. Ветков, В.М.Волков, Н.А. Мартынов, Н.П. Марьин, Б.С. Пряхин «Оценка соответствия оснащенности трасс требуемым навигационным характеристикам» Рассмотрены алгоритмы объективного контроля соответствия характеристик навигационных устройств требуемым навигационным характеристикам (RNP).
  • Б.С. Пряхин «Алгоритмы наземной системы контроля высоты полета воздушного судна» Синтезированы субоптимальные алгоритмы обработки сигналов в наземной системе контроля высоты полета воздушного судна (ВС) на основе Марковской теории оценивания случайных процессов. Система использует сигналы системы вторичной радиолокации (ВРЛ) для многопозиционной обработки.
  • В.М.Волков, Г.В. Столяров, Б.С. Пряхин «Перспективы создания многорежимного бортового оборудования для обеспечения захода на посадку» Рассматривается стратегия ИКАО в области внедрения и применения невизуальных средств обеспечения захода на посадку и посадки, а также снижения уязвимости GNSS и особенности ее реализации в Российской Федерации. Предлагается вариант построения помехоустойчивого многорежимного бортового оборудования с функциями ILS, ПРМГ, MLS и GNSS, являющегося неотъемлемым элементом стратегии ИКАО.
  • В.И.Кубицкий «Операции над многочленами в поле GF(2)» Рассматриваются операции сложения и умножения любых многочленов над полем GF(2), а также эти операции двух многочленов, один из которых является фиксированным. Выводятся математические выражения для выполнения указанных операций и предлагается подход к построению комбинационных схем, реализующих эти выражения. Определяются возможные аппаратурные и временные сложности реализации этих схем.