Научный вестник ГосНИИ «Аэронавигация» № 8, 2008 г.

Содержание:

  • В.Я.Кушельман, А.В.Стулов, А.Н.Титов «Основные направления развития авионики воздушных судов ГА» В статье рассматриваются основные направления развития БРЭО ВС ГА, обеспечивающее выполнение международных требований ИКАО по реализации концепции CNS/ATM в РФ, приведена структура перспективных комплексов БРЭО для различных классов ВС, даны предложения по переходу к новым стандартам PBN.
  • В.И. Кухтенко, А.В. Кан «Синтез детерминированных и случайных потоков воздушного движения в составе комплекса имитационного моделирования системы ОрВД» В статье рассматриваются средства автоматизированного формирования и оперативной модификации детерминированных и случайных моделей исследовательских входных потоков воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации. Данные средства реализованы в рамках комплекса имитационного моделирования систем организации воздушного движения.
  • В.Л. Кузнецов «Математическое моделирование статистики отклонений ВС от линии глиссады при посадке с использованием радиомаячной системы типа ILS» Предложен новый подход к описанию отклонений ВС от линии глиссады при посадке с использованием радиомаячной системы типа ILS, основанный на использовании кинетического уравнения для функции распределения ошибок состояния ВС.
  • К.Л. Исаакян, В.Б. Спрысков «Плотности вероятностей интервалов пролета воздушными судами точек пересечения воздушных трасс и занятых эшелонов» В статье представлены результаты имитационного и аналитического методов построения искомых плотностей. Выполнено сравнение полученных результатов по критерию «хи-квадрат», которое подтвердило высокую степень соответствия аналитических плотностей вероятностей интервалов пролёта точек пересечения воздушных трасс и занятых эшелонов статистическим гистограммам интервалов.
  • В. Е. Овчаров «Попытка прогноза авиационных событий на основе имеющихся статистических данных» В статье рассматриваются статистические закономерности в возникновении авиационных событий (происшествий и инцидентов). Определяются прогностические значения дат возможных событий с целью направленной их профилактики на основе имеющейся апостериорной их статистики. Показано, что распределение событий управляется законом Пуассона, а интервалы между ними экспоненциальным законом. При этом учитываются доверительные границы прогностических результатов.
  • В.А. Чеха «Метод расчета бесконфликтных пространственно-временных траекторий движения воздушных судов в пространстве моделирования воздушного движения «Подход + Круг» В статье рассматривается метод расчета бесконфликтных пространственно-временных траекторий движения ВС, применяемый при моделировании воздушного движения в пространстве моделирования «Подход + Круг». Данный метод используется в подсистемах прогнозирования потенциальных конфликтных ситуаций и принятия решений по их разрешению, являющихся основой имитационной модели.
  • К.Л. Исаакян, С.В. Кузнецов, В.Б. Спрысков «Модель оценки вероятностей столкновения при пересечении воздушным судном занятого эшелона полета другого воздушного судна» Фактическое положение ВС отличается от планового (номинального) всегда и по всем направлениям. Эти отклонения являются главными угрозами безопасности полетов во всех случаях анализа безопасности полета пары ВС, в том числе в ситуации, когда одно ВС пересекает занятый другим ВС эшелон полета. Помимо характеристик указанных ошибок на оценку вероятностей столкновения должны оказывать влияние плановые относительные расстояния между ВС при пересечении занятого эшелона, скоростные характеристики относительного движения и размеры ВС.
  • В.М.Волков, А.В.Шарунов, П.И.Камаев, А.С.Шорохов «К вопросу о помехозащищенности радиосвязи и передачи данных на основе алгоритмов ППРЧ» Проанализированы свойства и характеристики шумоподобных сигналов (ШПС) на основе скачкообразной псевдослучайной (программной) перестройки рабочей (радио) частоты (ППРЧ), при которой рабочая частота сигнала перестраивается в широких пределах выделенного для радиосредства (PC) частотного диапазона в соответствии с псевдослучайным кодом, известным на приемной стороне и неизвестным постановщику помех. Рассмотрены характеристики систем на основе псевдослучайной последовательности (ПСП) и быстрой и медленной ППРЧ. Предложено использовать алгоритмы ППРЧ с ШПС для организации помехозащищенности и надежности функционирования приемопередающих радиосистем, трактов передачи данных в сетях связи, в том числе и в сетях авиационной электросвязи аэронавигационной системы Российской Федерации.
  • Е.А. Ветков, В.М. Жук, К.В. Корж, Н. А. Мартынов, Н. П. Марьин, Д.Н. Музыченко, Г. В. Столяров «Вероятностные моменты времени сдерживания линии пути воздушным судном» Предложены алгоритмы определения среднего времени и дисперсии среднего времени сдерживания линии пути воздушным судном, когда на него воздействуют случайные возмущающие силы.
  • Н. А. Мартынов, Н. П. Марьин, Г. В. Столяров, А. С. Панов, П. К. Тараненко «Защита объектов ЕС ОрВД от носителей средств поражения, наводящихся на цели с помощью спутниковой радионавигации» Предложен алгоритм построения трехмерной области пространства, в которой подавляется спутниковая радионавигационная система с помощью ретрансляционных помех с требуемым коэффициентом подавления помехой сигнала.
  • Н. П. Марьин, Д. Н. Музыченко, А. С. Панов «О повышении точности дифференциального режима спутниковой навигационной системы в аэроузловой зоне» В статье рассматривается подход к оценке точности определения местоположения ВС с помощью спутниковой радионавигационной системы и наземного дополнения, состоящего из группы локально-дифференциальных станций.
  • В.М. Волков, П.И. Камаев, Н.П. Марьин, А.В. Шарунов, А.С. Шорохов «Анализ состояния технических средств наземной связи и передачи данных в системах планирования использования воздушного пространства и управления воздушным движением» Проведен анализ состояния технических средств наземной связи и передачи данных в системах управления воздушным движением. Определены основные проблемы организации связи и внедрения цифровой техники в наземной подсистеме связи ЕС ОрВД. Приведены примеры создания технических средств для сети авиационной электросвязи.
  • И.В. Алипов, В.В. Дупиков «Внедрение автоматического зависимого наблюдения в аэронавигационную систему России» В статье рассматриваются особенности внедрения систем автоматического зависимого наблюдения в аэронавигационную систему РФ. Рассматриваются аспекты выборы линии передачи данных, текущее состояние разработок наземной и бортовой аппаратуры, а также проекты по внедрению автоматического зависимого наблюдения на территории РФ.
  • В.В. Дупиков, А.А. Тараканов «Влияние контрактного автоматического зависимого наблюдения на безопасность воздушного движения в регионе Северной Атлантики» В статье рассматривается влияние АЗН-К на особенности полетов ВС в регионе Северной Атлантики. Были предложены изменения для математической модели оценки рисков катастроф, разработанной ИКАО на основе модели Райха, позволяющей оценить безопасность полетов ВС при заданных параметрах интенсивности воздушного движения и определить безопасные минимумы бокового эшелонирования.
  • А.П. Круглов, Г.А. Полухин «О расчете дальности действия радиомаяков средневолнового диапазона по напряженности электромагнитного поля в дальней зоне» Приведены анализ особенностей распространения электромагнитных волн (ЭМВ) средневолнового (СВ) диапазона и основные расчетные соотношения для определения дальности действия радиомаяков СВ диапазона по напряженности электромагнитного поля (ЭМП) вертикальной поляризации в дальней зоне с учетом моделей реальной окружающей среды. Представлены модели для подстилающей поверхности с различными электрическими параметрами, рельефа местности (неровности), лесных массивов. Результаты работы могут быть использованы для определения зон действия приводных радиостанций (ПРС), применяемых для ближней навигации воздушных судов (ВС).
  • В.И. Кубицкий «Алгоритмы декодирования стираний и одиночной ошибки кодами Лагранжа» Предложено несколько алгоритмов исправления стираний и одиночных ошибок, имеющих место наряду со стираниями. Определены преимущества и недостатки каждого из алгоритмов, проведен их сравнительный анализ. Разработаны математические модели алгоритмов декодирования и приведены блок-схемы некоторых из этих алгоритмов.
  • В.М. Волков, П.И. Камаев, А.В. Шарунов, А.С. Шорохов «Построение перспективных авиационных сетей электросвязи» Рассмотрены основные направления построения и развития зарубежных и отечественных систем и сетей наземной электросвязи связи и приведена оценка перспективных технологий при построении системы связи укрупненных центров ЕС ОрВД. Предложены способы и протоколы передачи данных в авиационных системах электросвязи на основе методов и моделей открытых систем ISO.
  • П.И. Круглов, С.П. Никушенко, Г.А. Полухин «Моделирование поля ближней навигации с целью совершенствования структуры радионавигационного поля и организации воздушного движения при условиях выполнения заданных требований RNP» Определены исходные данные на проведение моделирования характеристик поля ближней навигации. При использовании ранее внедренных структуры базы данных и программ в модулирующем комплексе ОрВД выполнено моделирование характеристик поля ближней навигации в Московской воздушной зоне (МВЗ) и Московском районе (МР) для заданных размещений радионавигационного оборудования (РНО).
  • А.С. Осипов, К.А. Иванов «Автоматизация управления деловыми процессами и документами при сертификации» Представленный материал посвящен разработке автоматизированной информационной системе обеспечивающей управление деловыми процессами и документами при сертификации объектов ЕС ОрВД, а также юридических лиц, осуществляющих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
  • И.А.Жуков, В.И.Кубицкий, А.А.Синельников «Вычислительная структура программного коммутатора в компьютерных сетях систем управления воздушным движением» Рассмотрена проблема гибкого управления и распределения данных в компьютерных системах и сетях. Анализируются возможности применения программного коммутатора для повышения производительности сетевых систем управления. Предлагается вычислительная структура программного коммутатора, позволяющего обеспечить требуемую пропускную способность независимо от размера кадра данных, объема передаваемой информации и количества портов.
  • Д.А.Березин, А.В.Майоров «Проблема увеличения сохраняемости изделий пилотажно-навигационного, радиоэлектронного оборудования и пути её решения» В статье рассматриваются вопросы необходимости и возможности увеличения срока хранения изделий пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования (ПНиРЭО) до их ввода в эксплуатацию на воздушных судах (ВС) гражданской авиации (ГА), а также хранения после ввода в эксплуатацию, в периодах между применением изделий по назначению.
  • С.Н. Ключников, С.А. Ревин, А.С. Сизиков «Формирование маршрута и профиля полета вертолетного комплекса в зоне барражирования» В статье представлены математическая постановка и алгоритм решения задачи формирования маршрута и профиля полета вертолетного комплекса, выполняющего специальное задание. Предложенный авторами алгоритм решения рассматривается на примере формирования маршрута и профиля полета вертолета радиолокационной разведки, действующего в условиях естественно-природных и техногенных ограничений.