Научный вестник ГосНИИ «Аэронавигация» №9, 2009 г.

Вашему вниманию предлагается Научный вестник ГосНИИ «Аэронавигация» № 9 2009 года, в котором приводятся статьи ученых и молодых специалистов, работающих в области обоснования принципов построения и развития перспективной аэронавигационной системы России, разработки федеральных программ и планов модернизации АНС, программ управления безопасностью полетов, оптимизации использования воздушного пространства, перспектив развития и идеологии построения наземных и бортовых систем и средств УВД, навигации, посадки и связи, а также пилотажно–навигационного оборудования. Ряд статей докладывались и обсуждались на научной конференции молодых специалистов ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» 2009 года, проведенной в честь 35-летия создания Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации».

Содержание:

  • Корчагин В.А. Использование GNSS при различном сочетании методов и функциональных дополнений, позволяющих обеспечить требованиям характеристик сигнала в пространстве. В статье рассматриваются проблемы соответствия глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS) требованиям сигнала в пространстве при различном сочетании методов и функциональных дополнений. Рассмотрено применение нескольких созвездий, а также функциональных дополнений SBAS, GBAS, ABAS. Проведен анализ влияния методов и функциональных дополнений на характеристики сигнала в пространстве.
  • Бендерский Г.П., Жила В.П., Прокофьев В.М., Солкин В.Н. Обоснование рационального варианта информационного взаимодействия укрупненного центра ЕС ОРВД с автоматизированной системой контроля воздушного пространства. В статье проанализированы возможные варианты информационно-технического взаимодействия укрупненного центра ЕС ОрВД с автоматизированной системой контроля воздушного пространства в централизованном и децентрализованном режимах. Предложен методический подход и этапность обоснования рационального варианта построения системы информационно-технического взаимодействия.
  • Прокофьев В.М. Методика оценки качества функционирования системы контроля воздушного пространства с использованием имитационного моделирующего комплекса. В статье обосновывается необходимость использования метода имитационного моделирования для оценки качества функционирования системы контроля воздушного пространства. Предлагается методика оценки, основу которой составляет имитационный моделирующий комплекс, апробированный при проведении ряда НИОКР в ОАО «НТЦ Промтехаэро».
  • Спрысков В.Б. Методология обоснования минимумов эшелонирования для разных видов контроля за воздушными судами. Эшелонирование воздушных судов для различных видов контроля за положениями ВС в пространстве призвано обеспечивать безопасность воздушного движения. Если принять данный тезис за истину, то методология эшелонирования должна соответствовать современному пониманию ИКАО проблемы обеспечения и управления безопасностью полетов. Показано, что методология должна опираться на анализ угроз безопасности при эшелонировании, контроль факторов риска и мониторинг фактических значений угроз безопасности с целью приведения их до состояний, не хуже требований безопасности.
  • Рыжкова А.В., Смирнов А.В. Анализ пропускной способности авиационных систем цифровой радиосвязи ACARS и HFDL. Проведены оценка и анализ производительности систем цифровой авиационной радиосвязи ACARS и HFDL с целью определения задержек пакетов данных, связанных со структурой протокола множественного доступа. Приведены результаты моделирования системы HFDL.
  • Агишев М.Б., Асафьев Ю.В., Зварич С.И., Сафроненко В.В., Козлов Д.Е., Усов Д.Б., Фокеев А.И. Опыт создания и внедрения системы информационно-технического взаимодействия центров ЕС ОРВД с органами управления ПВО в дальневосточном и центральном регионах России. В статье приводятся основные мероприятия при создании системы информационно-технического взаимодействия центров ЕС ОрВД с органами управления ПВО.
  • Алешин А.И., Жила В.П., Прокофьев В.М., Яковлев Е.Г. Особенности разработки проектной документации на реконструкцию территориально распределенных систем наблюдения и контроля воздушного пространства. В статье обобщен опыт проектирования реконструкции территориально распределенных систем наблюдения и контроля воздушного пространства. Обосновывается структура и порядок разработки проектной документации на реконструкцию систем, включающих десятки разнотипных объектов.
  • Кравцов В.В. Разработка методов сравнения систем вертикального эшелонирования по критериям выполнения задач ОВД. В статье рассматриваются вопросы разработки методов сравнения систем вертикального эшелонирования по критериям выполнения задач ОВД, анализируются особенности применения и приводятся результаты их использования.
  • Исаакян К.Л., Кузнецов С.В., Спрысков В.Б. Уточнение модели оценки вероятности столкновения при пересечении воздушным судном занятого эшелона полета другого воздушного судна Получена уточненная модель оценок вероятности столкновения при пересечении воздушным судном занятого эшелона полета другого воздушного судна (ВС) при полетах по одной воздушной трассе. Расчетные формулы вероятностей, полученные в соответствии с теорией выбросов случайных процессов (Rice) и теорией надежности невосстанавливаемых систем совпали.
  • Максимкин А.В., Семенов В.И. Временная модель аэронавигационных данных как инструмент повышения качества аэронавигационной информации В статье рассмотрены методы повышения качества аэронавигационной информации путем обеспечения гарантии применимости значений данных к объявленному периоду их действия, а также определению отрезков времени, требуемых для подготовки данных для их использования в установленный срок действия, путем использования технологий хранения данных в электронной среде во времени.
  • Максимкин А.В., Семенов В.И., Федотов Н.И. Методы обеспечения качества АНИ при интеграции временной модели в концептуальную модель аэронавигационной базы данных В статье представлены методы создания концептуальной модели реляционной базы данных аэронавигационной информации, основанной на концептуальной модели обмена AIXM 5 (рекомендованной ИКАО) и временной модели данных. Представленный подход позволяет спроектировать реляционную базу данных для хранения аэронавигационной информации в виде данных, изменяющихся во времени.
  • Акименко Е.А., Семенов В.И. Обеспечение качества аэронавигационной информации путем распределения ответственности при внедрении систем управления информацией В статье представлены методы стандартизированного подхода к организации и формализации взаимодействия между поставщиками и потребителями аэронавигационных данных, рассматриваются перспективные варианты распределения ответственности при управлении аэронавигационной информацией.
  • Федотов Н.И., Козлов Н.В., Семенов В.И. Получение геопространственных данных и их использование в системах аэронавигационной информации При переходе к современной концепции управления аэронавигационной информацией выходят на передний план и становятся всё более острыми проблемы качества и вероятность искажения геопространственных данных на этапах их получения, обработки и передачи, а также наличие большого количества разнородных форматов и соответственно процедур конвертации. В статье рассмотрены методы решения возникающих проблем путём использования стандартизированного формата для обмена и хранения геопространственных данных.
  • Носов А.А. Концепция удаленного обновления программного обеспечения в процессорах системы контроля и дистанционного управления объектами радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи аэропортов ГА В статье предлагается концепция удаленного обновления программного обеспечения микроконтроллеров систем контроля и дистанционного управления средств РТОП и АВС в аэропортах ГА и гражданских центрах ЕС ОрВД.
  • Андрианова Е.С. Перспективное развитие геоинформационных систем В статье рассматриваются технологии сбора геопространственной информации, этапы систематизации данных для составления электронных (цифровых) карт местности. Обсуждаются вопросы создания аэронавигационных карт и прикладного использования пространственной модели местности (ПММ) на основе электронных (цифровых) карт.
  • Зелинский В.К. Использование SRTM-данных в моделирование земной поверхности В статье рассматривается технология получения информации при помощи спутникового радиолокационного сканирования, а также прикладное использование цифровой модели рельефа (ЦМР), основанной на данных съемки.
  • Дупиков В.В., Кузнецов С.В., Тараканов А.А. Анализ характеристик поля наблюдения системы «Москва-АЗН» В статье рассматриваются результаты исследования радиолокационного поля и поля автоматического зависимого наблюдения вещательного типа системы управления «Москва-АЗН», которая была создана в рамках реализации программы Правительства г. Москвы по возрождению и развитию региональных перевозок с использованием малой авиации. Приведены результаты обработки данных облета поля наблюдения системы «Москва-АЗН», включающего в себя как поле традиционных средств наблюдения, так и поле вещательного автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В). Представлены сравнительные тактические характеристики радиолокационных систем и системы АЗН.
  • Волков В.М., Носов А.А. Об одном подходе применения САПР «BР-WIN» для разработки информационного обеспечения процессов ПИВП и УВД в укрупненных центрах ЕС ОРВД Рассматриваются вопросы совершенствования процессов разработки моделей процессов планирования ИВП и УВД, которые могут быть реализованы при создании АС УВД и ПИВП укрупненных центров ЕС ОрВД. Для исследования предлагаемого подхода с помощью системы автоматизированного проектирования (САПР) BPWin разработана информационная модель процессов ПИВП, которая использовалась при создании АС ПИВП в Московском укрупненном центре ЕС ОрВД.
  • Волков В.М., Детков А.Н., Марьин Н.П., Шарунов А.В. Помехозащищенность авиационных каналов электросвязи в перспективной аэронавигационной системе Российской Федерации Проанализированы и рассмотрены характеристики систем авиационной связи на основе применения ШПС с управляемой широкополосной несущей. Предложен метод построения систем и сетей связи, преимущества которого позволяют рекомендовать его в качестве основного инструмента для организации помехозащищенного и надежного функционирования приемопередающих радиосистем и трактов передачи данных в сетях авиационной электросвязи перспективной аэронавигационной системы Российской Федерации.
  • Борисов О.Н. О повышении качества функционирования АС УВД В статье анализируются некоторые существующие проблемы функционирования АС УВД, рассматриваются вопросы повышения качества их работы, оцениваются характеристики современной траекторной обработки, основанной на использовании IMM метода, определяются отдельные организационно-технические мероприятия, направленные на обеспечение эффективного функционирования АС УВД укрупненных центров.
  • Кубицкий В.И., Галкин П.В., Белицкий А.И. Прогнозирование работоспособности технических средств АС УВД в процессе эксплуатации Предложен подход к прогнозированию показателей надежности технических средств по статистическим данным, полученным в процессе эксплуатации. Основан этот подход на определении закона распределении случайных величин для каждого из типов эксплуатируемых средств и выбора для этого закона алгоритма прогнозирования. Показан способ обработки данных, полученных для одних и тех же средств из разных источников. Предложены критерии оценки работоспособности технических средств. Приведен пример прогнозирования технического состояния для некоторых типов средств АС УВД комплекса «ТЕРКАС».
  • Курилёнок А.С. Система математических моделей для анализа влияния требований вихревой безопасности и норм эшелонирования на пропускную способность аэродромного узла Рассмотрен вопрос построения системы математических моделей для анализа влияния требований вихревой безопасности и норм эшелонирования на безопасность полетов и пропускную способность аэродромного узла. Предложен подход к оценке экономической целесообразности внедрения системы вихревого прогнозирования.
  • Смирнов А.В., Треушников М.В. Моделирование характеристик передающих антенн ОВЧ диапазона На современных автоматизированных центрах связь ведется на нескольких частотах, с независимым временем выхода в излучение, для чего размещают значительное количество антенн на одной мачте. Размещение в непосредственной близости передающей антенны от мачты на различных уровнях от вершины опоры неизбежно приводит к рассеянию излучаемого поля, искажению диаграммы направленности и ухудшению дальности связи в отдельно взятых направлениях. Рядом установленные антенны также искажают ДН соседних антенн. В данной работе приведены результаты оценки влияния размещения антенны ОВЧ диапазона в непосредственной близости от других антенн и мачты опоры на ее диаграмму направленности.