Работы по структуре воздушного пространства РФ

Работы по структуре воздушного пространства РФ

Организация структуры воздушного пространства

Работы по организации структуры воздушного пространства выполняются в соответствии со следующими основными документами воздушного законодательства Российской Федерации:

  • Федеральный закон от 19 марта 1997 года № 60-Ф3 «Воздушный кодекс Российской Федерации».
  • Федеральные правила использования воздушного пространства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года, № 138.
  • Федеральные авиационные правила «Организация воздушного движения в Российской Федерации» от 25 ноября 2011 года, № 293.
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2015 № 305 "Об утверждении Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации".

При этом учитываются международные требования и рекомендации, а также передовые практики, изложенные в документах ИКАО и Евроконтроля.

Работы, выполняемые в настоящее время

Основным направлением является проектирование и научно-техническое сопровождение внедрения новой структуры воздушного пространства Московской зоны (МЗ) ЕС ОрВД. В рамках этих работ предусмотрено:

  • разработка структуры воздушного пространства МЗ ЕС ОрВД, включая разработку маршрутов ОВД, согласование запретных зон и зон ограничения полетов, уточнение границ районов аэродромов;
  • проектирование стандартных маршрутов вылета (SID) и прибытия (STAR), а также схем захода на посадку с применением методов зональной навигации (PBN);
  • обеспечение полетов с использованием давления QNH и внесистемных единиц (футов) и единых высоты и эшелона перехода в воздушном пространстве МЗ ЕС ОрВД;
  • определение горизонтальных и вертикальных границ секторов ОВД районного диспетчерского центра (РДЦ) и узлового диспетчерского района (МУДР);
  • внедрение перспективных методов ОрВД на основе использования методов зональной навигации (PBN), а также передовых технологий управления воздушным движением, в частности технологии Евроконтроля PMS (“Point Merge System”);
  • научно-методическое сопровождение полунатурного моделирования процессов ОВД на диспетчерских тренажерах и участие в отработке схем маневрирования на летных тренажерах;
  • оценка эффективности новой структуры воздушного пространства (количественный анализ основных потоков воздушных судов и загруженности основных элементов проектируемой структуры методами математического моделирования, оценка показателей безопасности полетов и пропускной способности аэродромов и секторов ОВД);
  • сопровождение применения новой структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД после внедрения и cбор эксплуатационных данных с целью подтверждения уровня безопасности полетов и реализации стратегических целей.

Перспективы развития

Планируется дальнейшее совершенствование процесса проектирования воздушного пространства исходя из следующих принципов:

  • организация структуры воздушного пространства должна основываться на эксплуатационных требованиях;
  • разработка структуры воздушного пространства должна быть открытым процессом, представляющим принимаемые решения и их обоснование исходя из интересов всех заинтересованных сторон и соблюдения при этом требований безопасности, пропускной способности, охраны окружающей среды, обороноспособности и государственной безопасности;
  • основой для совершенствования воздушного пространства должны быть существующие и прогнозируемые характеристики воздушного движения с целью обеспечения обслуживания основных потоков воздушного движения и аэропортов;
  • обеспечения горизонтальной и вертикальной связности элементов воздушного пространства;
  • обеспечения возможности выполнения полетов по предпочтительным для пользователей (или наиболее близким к ним) траекториям на участках полета по маршруту.

В качестве перспективных задач рассматривается анализ, внедрение и совершенствование передовой практики по направлениям:

  • реализация маршрутов зональной навигации (создание сети маршрутов ОВД на принципах PBN);
  • реализация концепции гибкого использования воздушного пространства (Flexible Use of Airspace - FUA);
  • реализация воздушного пространства для полетов по свободным маршрутами (Free Route Airspace - FRA).