Сертификация бортового оборудования

Сертификация бортового оборудования

Сертификация бортового оборудования и воздушных судов в части бортового оборудования осуществляется в соответствии с правовыми актами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»;
  • Конвенция о международной гражданской авиации (СССР, 15.10.1970, Конвенция о Международной гражданской авиации, Чикаго, 07.12.44 г.)
  • Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства государств – участников Содружества независимых государств;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.94 №367 
«О совершенствовании системы сертификации и порядка расследования авиационных происшествий в гражданской авиации Российской Федерации».

Филиал «НИИ Аэронавигации» ФГУП ГосНИИ ГА выполняет работы по сертификации типов комплектующих изделий бортового оборудования и воздушных судов в части бортового оборудования в соответствии с Аттестатом аккредитации Сертификационного центра бортового оборудования («СЦБО НИИ АН») в качестве технически компетентного и независимого Сертификационного центра системы сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации от 20 октября 2016 г. №СЦ-003, выданным Федеральным агентством воздушного транспорта.

Порядок сертификации

Порядок сертификации типов комплектующих изделий бортового оборудования и воздушных судов определен в Авиационных правилах «АП-21. Процедуры сертификации авиационной техники».

Сертификационные требования

Сертификационные требования к типам комплектующих изделий бортового оборудования воздушных судов определены в документах:

  • Квалификационные требования КТ-23-01. «Аварийно-спасательные радиомаяки, работающие в системе КОСПАС-САРСАТ»;
  • Квалификационные требования КТ-23-02. «Подводный акустический маяк» 
1 ред.;
  • Квалификационные требования КТ-23-03. «Бортовая аппаратура селективного вызова» 1 ред.;
  • Квалификационные требования КТ-23-04. «Требования к эксплуатационным характеристикам бортового приемопередатчика МВ-линии цифровой связи режима 2, работающего в частотном диапазоне 118-136,975 МГц (физический уровень)»;
  • Квалификационные требования КТ-34-01. «Бортовое оборудование спутниковой навигации» 1-4 ред.;
  • Квалификационные требования КТ-113-01. «Бортовое оборудование системы вторичной радиолокации для управления воздушным движением»;
  • Квалификационные требования КТ-153. «Квалификационные требования «Аппаратные элементы систем интегрированной модульной авионики»;
  • Квалификационные требования КТ-160D, G. «Условия эксплуатации и окружающей среды для бортового авиационного оборудования (Внешние воздействующие факторы). Требования, нормы и методы испытаний»;
  • Квалификационные требования КТ-178А, В, С. «Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники»;
  • Квалификационные требования КТ-200А. «Обработка аэронавигационных данных»;
  • Квалификационные требования КТ-253. «Бортовое оборудование ГНСС/ЛККС»;
  • Квалификационные требования КТ-254. «Руководство по гарантии качества разработки бортовой электронной аппаратуры»;
  • Квалификационные требования КТ-265. «Радиостанция воздушного судна ВЧ линии передачи данных»;
  • Квалификационные требования КТ-229. «Бортовое оборудование ГНСС/SBAS»;
  • Приложение к главе 8 Норм летной годности гражданских самолетов и вертолетов НЛГС-3.
  • Руководство Р-СЦМ-01. «Руководство по сертификации производства авиационных материалов»;
  • Руководство Р-145.1. «Руководство по процедурам сертификации ремонтных организаций»;
  • Руководство Р-248С. «Пояснительные материалы к документам КТ-178С и КТ-278А»;
  • Руководство Р-297. «Руководство по вопросам разработки и квалификации интегрированной модульной авионики»;
  • Руководство Р-330. «Руководство по квалификации программных инструментов»;
  • Руководство Р-331. «Разработка и верификация на основе модели. Дополнение к документам КТ-178С и КТ-278А»;
  • Руководство Р-332. «Объектно-ориентированные технологии и связанные методы. Дополнение к документам КТ-178С и КТ-278А»
  • Руководство Р-333. «Дополнение по формальным методам к документам 
КТ-178С и КТ-278А»;
  • Руководство Р-4761. «Руководство по методам оценки безопасности систем и бортового оборудования ВС ГА»;
  • Руководство Р-4754. «Руководство по процессам сертификация высоко-интегрированных сложных бортовых систем ВС ГА»;
  • Руководство Р-4754А. «Руководство по разработке воздушных судов гражданской авиации и систем»;
  • Рекомендательный материал РМ-178С. Оценка соответствия программного обеспечения бортовой аппаратуры и систем требованиям КТ-178С.
  • Рекомендательный материал РМ-297. «Рекомендательный материал по квалификации систем интегрированной модульной авионики»;
  • Рекомендательный материал РМ-КПК. «Рекомендательный материал по квалификации повторно используемых программных компонентов»;
  • Рекомендательный материал РМ-ГШД. «Рекомендательный материал по гарантии шины данных»;
  • Рекомендательный циркуляр РЦ-23-1. «Методы определения соответствия летных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости требованиям разделов А и В Авиационных правил, часть 23 (АП-23);
  • Циркуляр РЦ-21-1. «Сертификационные документы»;
  • Рекомендательные циркуляры, разработанные на основе требований, изложенных в АП-29.

Сертификационные требования к воздушным судам определены в документах:

  • Авиационные правила «АП-23. Нормы летной годности гражданских легких самолетов», 3-е издание с 1-4 поправками;
  • Авиационные правила «АП-25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории», 5-е издание с 1-8 поправками;
  • Авиационные правила «АП-27. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории»;
  • Авиационные правила «АП-29. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории», 1-2 ред.;
  • Авиационные правила «АП-31. Нормы летной годности пилотируемых свободных аэростатов»;
  • Авиационные правила «АП-ОЛС. Нормы летной годности очень легких самолетов»;
  • Квалификационные требования «ТТ-ВП. Технические требования к самолётам транспортной категории, выполняющим всепогодные полёты».