95 лет конструкторскому бюро ПАО «Туполев»

19
95 лет конструкторскому бюро ПАО «Туполев»

22 октября исполнилось 95 лет конструкторскому бюро ПАО «Туполев». Все эти годы основными направлениями деятельности КБ является создание самолетов гражданского, специального и военного назначения.

Становление и развитие конструкторского бюро А.Н. Туполева во многом отличались от других отечественных авиационных КБ. Прежде всего, КБ Туполева явилось органическим воплощением и продолжением всех тех передовых тенденций, которые имелись в русской авиационной науке и технике в начале ХХ века. Созданию КБ предшествовал бурный рост интереса к проблемам воздухоплавания и авиации в России. Ярким воплощением этого стали работы Николая Егоровича Жуковского. В 1909 г. в Императорском техническом училище Жуковский начал читать курс лекции «Воздухоплавание» и руководить студенческим воздухоплавательным кружком. Среди слушателей лекции великого ученого и членов кружка незаурядными способностями и тягой ко всему новому в области авиации выделялся студент Андрей Николаевич Туполев.

После смерти Н.Е.Жуковского А.Н.Туполев с С.А.Чаплыгиным, возглавившим коллегию Института, продолжают работу по дальнейшему расширению и развитию ЦАГИ. Параллельно с главной, конструкторской деятельностью он активно участвует в создании экспериментальной базы. Самая большая в мире по тем временам аэродинамическая труба Т1 – ТП была построена по схеме, разработанной Туполевым еще в 1915 г. По его инициативе созданы опытный бассейн-гидроканал, лаборатория статических испытаний авиационных конструкций, отдел эксплуатации, летных испытаний и доводки самолетов (ОЭЛИД) и другие подразделения. До последних дней жизни Туполев принимал активное участие в развитии экспериментальных баз ЦАГИ и других институтов, призванных решать задачи самолетостроения.

В 1918-1936 гг. А.Н.Туполев являлся членом коллегии и заместителем начальника ЦАГИ по опытному цельнометаллическому самолётостроению. В 1922 г. Андрей Туполев возглавил Комиссию по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. По предложению самого А.Н.Туполева дату создания Комиссии - 22 октября 1922 г. - считают датой создания опытного конструкторского бюро ЦАГИ – ОКБ А.Н.Туполева.

Под руководством основателя конструкторского бюро Андрея Николаевича Туполева, а затем его учеников и последователей - талантливых конструкторов, опытно-конструкторским бюро было разработано более 300 проектов летательных аппаратов различных типов и назначения. Более 19000 воздушных судов марки «Ту» было поднято в небо. На базе ОКБ А.Н.Туполева не только создавались уникальные образцы авиационной техники, но и отрабатывались новаторские решения, которые впоследствии применялись в других высокотехнологичных отраслях, включая фундаментальную и прикладную науку, космическую промышленность.

В области развития программ гражданской авиации наиболее известны разработки КБ по семейству пассажирских магистральных самолетов Ту-124, Ту-134, Ту-154. География экспорта ближнемагистрального самолета Ту-134 охватывает около 15 стран. Среднемагистральный самолет Ту-154, который в течение многих лет являлся основным отечественным воздушным судном, осуществлявшим перевозки на внутренних и международных рейсах, был экспортирован в 16 стран мира. В настоящее время накопленный опыт работы, реализуется в развитии семейства Ту-204/214.

Ключевым направлением деятельности КБ было и остается создание самолетов военного назначения. Фронтовые, дальние и стратегические бомбардировщики разработки конструкторского бюро Туполева широко известны в мире. В настоящее время ПАО «Туполев» в рамках выполнения заказов Министерства Обороны РФ вместе с серийными заводами и ВВС продолжает работы по разработке и поддержанию боевой готовности авиационных комплексов Дальней Авиации. В части модернизации боевых машин КБ ведет работы по внедрению нового вооружения, а также увеличению ресурса систем и комплектующих самолетов. Боевые самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 находятся в строю, участвуют в решении учебно-боевых задач и входят в «триаду» стратегических ядерных сил России. Кроме того, ПАО «Туполев» активно работает над возобновлением производства самолетов Ту-160 (модификация Ту-160М2).

ПАО «Туполев» является основным разработчиком модельного ряда самолетов специального назначения для эксплуатации в различных ведомствах Российской Федерации. Среди разработок КБ самолет Ту-214 ОН -создан по заказу головного исполнителя «Концерна радиостроения «Вега» для Министерства Обороны РФ. Самолеты Ту-214 СР, Ту-214 ПУ,Ту-214СУС, Ту-204-300 (с салоном повышенной комфортности) построены в рамках выполнения заказов Управления делами Президента РФ. В настоящий момент работы по созданию самолетов специального назначения продолжаются.