Отчет о проведении конференции «Экология. Проблемы шумов в зонах, прилегающих к аэродромам»

59
Отчет о проведении конференции «Экология. Проблемы шумов в зонах, прилегающих к аэродромам»

27 июня 2017 года в г. Москве Филиал «НИИ Аэронавигации» ФГУП ГосНИИ ГА при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации провел конференцию «Экология. Проблемы шумов в зонах, прилегающих к аэродромам».

В конференции участвовали представители Министерства транспорта РФ, Минприроды РФ, Росавиации, Ространснадзора, Министерства экологии и природопользования Московской области, ведущие специалисты российских научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро (ФГУП ГосНИИ ГА,

ФГУП «ЦАГИ», СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга», АО «ЛИИ им. М.М. Громова»), аэропортов (ООО «Международный аэропорт «ДОМОДЕДОВО»).

Также в мероприятии приняли участие организации, специализирующиеся в области экологии, в том числе экологии гражданской авиации (проектное бюро «Центр экологических инициатив», ООО «Центр экологической безопасности гражданской авиации»), представители СМИ (агентства «Интерфакс», интернет-издания «Газета.ru», Издательского дома «Аргументы и факты», газеты «Известия», журнала «Дайджест российской и зарубежной недвижимости», отраслевых СМИ – журнала «АвиаПанорама»), а также организаций, работающих в сфере недвижимости (ООО «Самолет Девелопмент»), и иных заинтересованных компаний (МОО «Московская Ассоциация Предпринимателей»).

В ходе мероприятия были представлены доклады:

  1. «Реализация элементов сбалансированного подхода ИКАО к снижению шума вблизи аэропортов» (ФГУП «ЦАГИ»);
  2. «Экологические факторы, ограничивающие развитие аэропортов и прилегающих территорий» (Проектное Бюро «Центр экологических инициатив»);
  3. «Международная и отечественная практика размещения жилой застройки на приаэродромной территории» (ООО «Центр экологической безопасности гражданской авиации»);
  4. «Недостатки нормативно-правовой базы по фактору негативного влияния авиационного шума на здоровье граждан» (ФГУП ГосНИИ ГА);
  5. «Об учете зон влияния объектов авиационного транспорта при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» (СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга»);
  6. «Роль диспетчера и руководителя полетов в уменьшении выбросов CO2 в районе аэродромов и снижении шумового влияния на приаэродромную территорию» (журнал «АвиаПанорама»);
  7. «Оптимальные процедуры полета, схемы вылета и прилета на аэродромах с целью снижения шумового воздействия» (Филиал «НИИ Аэронавигации» ФГУП ГосНИИ ГА).

Участники конференции пришли к ряду выводов об актуальных проблемах в области авиационных шумов, влияющих на приаэродромные территории, и путях их решения.

В частности, специалисты Проектного Бюро «Центр экологических инициатив» отметили, что аэропорты – уникальные объекты, для которых должны быть приняты особые нормативные требования. Устойчивое развитие приаэродромных территорий должно обеспечиваться современными методами управления экологическими и санитарно-эпидемиологическими рисками с участием руководства аэропорта, местной администрации, надзорных органов и представителей населения. Экологические проблемы следует решать на основе как российского, так и международного опыта охраны окружающей среды и повышения качества жизни населения, которое определяется не только качеством окружающей среды, но, в том числе, и оснащенностью этой среды современными средствами доступных коммуникаций. Необходимо оперативно находить компромиссные решения этих задач.

Очень профессиональное выступление и презентация были представлены ФГУП «ЦАГИ»: доклад В.Ф. Копьева, начальника акустического отделения, Н.Н. Острикова, заместителя начальника акустического отделения, докладчик – Н.Н. Остриков. Выступление было посвящено источникам авиационного шума с учетом исторических изменений в конструкции летательных аппаратов и авиационных двигателей и высоко оценено авиационными специалистами с позиции объяснения технологических процедур с целью снижения авиационного шума на различных этапах полета.

Заместитель начальника отдела экологической безопасности ФГУП ГосНИИ ГА А.В. Зуб сделал вывод о необходимости изменений в нормативно-правовых актах. В частности, нужно конкретизировать и вынести в отдельную главу предельно допустимые значения авиационного шума в санитарных нормах, для того чтобы собственники аэродромов могли принимать решение о согласовании строительства единственно верным и законным путем. Также предложено разработать и утвердить методику измерения уровней авиационного шума с учетом международного опыта ICAO, поскольку со времени разработки ГОСТ 22283-88, из которого путем занижения значений максимального и эквивалентного уровней звука был разработан ГОСТ 22283-2014, изменилась измерительная техника, появились дополнительные технические возможности, а погрешность при измерениях стала ниже. Другие предложенные меры – законодательно закрепить необходимость собственников аэродромов иметь расчетные контуры авиационного шума, с помощью которых они должны принимать решение о согласовании строительства, а также развивать системы постоянного мониторинга авиационного шума, поскольку расчетные данные не дают до конца объективной картины об акустической обстановке.

Примером эффективного взаимодействия в области авиационных шумов городских и региональных муниципальных органов с авиационными властями, авиакомпаниями, частными владельцами ВС, операторами аэродромов (аэропортов), органами ОВД и застройщиками на приаэродромной территории является регион города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Об этом был сделан, возможно, наиболее содержательный из всех представленных доклад СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга»: начальником отдела градоэкологического обоснования развития территорий Санкт-Петербурга А.А. Павловским и главным специалистом этого же отдела И.В. Крапивиным – «Об учете зон влияния объектов авиационного транспорта при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».

Можно отметить, что требуются согласованные действия государства по отношению к проблеме авиационного шума с определением приоритетов для воздушного транспорта, а также необходим комплексный подход к вопросу с участием авиакомпаний, операторов аэродромов (аэропортов), провайдеров ОВД и всех заинтересованных сторон. Поэтому состоявшаяся конференция – это актуальная инициатива, и целесообразно продолжать работу и проводить мероприятия в области экологии гражданской авиации.

К сожалению, в ряду приоритетов в отрасли воздушного транспорта экология воспринимается под номером «4» после безопасности, регулярности и экономичности полетов. Поэтому рассчитывать на большой интерес со стороны аэропортов и муниципальных органов возможно только после появления примеров ограничения полетов на конкретных аэродромах, в частности в ночное время.

Филиал «НИИ Аэронавигации» готов организовать обсуждение более узкой темы (на примере п. 7 повестки дня) со специалистами в области аэронавигационной информации и запланировать проведение конференции в 2018 году.

Ссылки на доклады:

  1. «Экологические факторы, ограничивающие развитие аэропортов и прилегающих территорий». (Проектное Бюро «Центр экологических инициатив»);
  2. «Недостатки нормативно-правовой базы по фактору негативного влияния авиационного шума на здоровье граждан». (ФГУП ГосНИИ ГА);
  3. «Об учете зон влияния объектов авиационного транспорта при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» (СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга»);
  4. «Оптимальные процедуры полета, схемы вылета и прилета на аэродромах с целью снижения шумового воздействия» (Филиал «НИИ Аэронавигации» ФГУП ГосНИИ ГА).